Настоящий сборник содержит статьи педагогов, принявших участие в областной заочной научно-практической конференции «Непрерывное образование: инновационные решения в развитии профессионального потенциала педагогов». Сборник адресован учителям, руководителям методических объединений, администраци
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСА «GOOGLE FORMS» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»
«Профессиональное совершенствование педагогов: от теории к практике»: сборник материалов областной научно-практической конференции /сост. Методический кабинет дошкольного и общего среднего образования Управления образования акимата Костанайской области – Костанай, 2020 год.- 323стр.
Авторский текст сохранен.
Настоящий сборник содержит статьи педагогов, принявших участие в областной заочной научно-практической конференции «Профессиональное совершенствование педагогов: от теории к практике».
Сборник адресован учителям, руководителям методических объединений, администрации школ.
Методический кабинет дошкольного и общего среднего образования
Управления образования акимата Костанайской области, 2020 год
Булынский А.Н,
учитель физики
Кушмурунской средней школы №121
п. Кушмурун, Аулиекольский район
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСА «GOOGLE FORMS» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»
Наиболее важным результатом реализации обновленной программы обучения является формирование ИКТ-компетентности обучающегося, способности использовать информационные и коммуникационные технологии для жизни и работы в условиях информационного общества, где необходим осознанный и грамотный подход к выбору и применению средств ИКТ. Наличие виртуальной образовательной среды – это основное условие эффективной реализации обновлённой программы обучения.
Однажды, несколько лет назад, я в сети случайно наткнулся на ПАДагогическое (от iPad) колесо (ссылка для скачивания bit.ly/PWposterRUS) Аллана Каррингтона, (Apple Distinguished Educator, университет Аделаиды, Австралия). Его колесо - визуальная модель/опора - отличный инструмент для планирования образовательной деятельности, соединивший в себе необходимые качества выпускника 21 века, таксономию Блума и современные информационные технологии. На первый взгляд может показаться, что Падагогическое колесо - это очередная попытка визуализовать систематизацию компьютерных приложений с точки зрения их применимости для образования. Но при более детальном рассмотрении понимаешь, что это глубокая продуманная модель, которая помогает педагогу увидеть общую картину образовательного процесса цифрового века в долгосрочной перспективе и увязке его составляющих: планируемых результатов, методов их достижения и инструментов. Суть колеса не в приложениях как таковых, а в педагогике, в подходах к процессу обучения. Это инструмент, призванный помочь вдумчивому учителю при проектировании процесса изучения темы урока мыслить системно, последовательно, охватывая своим вниманием все звенья и задавая себе вопросы: с какой целью, для достижения каких результатов, что и как он планирует использовать [1]
Апробировать различные образовательные онлайн-сервисы и приложения я начал в 2015 году. Наиболее эффективными инструментами при традиционном обучении физике оказались следующие: LearningApps.org, Quizlet.com, Kahoot!, Plickers, Google-сервисы. Дистанционная форма обучения существенно отличается от традиционной. Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) [2]. В условиях карантина и перехода на дистанционную форму обучения передо мной возник вопрос, как осуществлять образовательный процесс, как организовать самостоятельную работу учащихся и контролировать выполнение ими заданий. Проанализировав апробированные ранее цифровые инструменты, для реализации дистанционного обучения я остановился на образовательной платформе Google Forms. Google Forms - это бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google, целью которого является создание, упрощение, распространение и оценка заданий безбумажным способом. Google Forms – простой и эффективный инструмент, который всегда под рукой у любого владельца Google аккаунта. Данный сервис способен решить множество задач, стоящих перед учителем: создание опросов, тестов, викторин, анкет; дистанционная автоматическая проверка выполненного задания; проведение онлайн-тестирования или онлайн-олимпиады с большим количеством участников.
С помощью Google Forms быстро, бесплатно, без регистрации на дополнительных сервисах легко создать интерактивный рабочий лист урока, в котором без сбоев собираются данные об учащихся, выполнивших задания урока. Из достоинств Google Forms следует отметить:
1) Для заполнения формы можно использовать любое устройство (компьютер, планшет, смартфон) и любой браузер, ответ автоматически отправляется респондентом, сразу же фиксируется в Google диске в аккаунте учителя, создателя данной формы. Заполнение форм персонифицировано, то есть учащийся должен авторизоваться, заполнив в соответствующем поле свою фамилию и имя. При записи ответов на форму всегда фиксируется автор, дата и время заполнения. В сервисе нет рекламы.
2) Результаты фиксируются в таблице, что удобно для анализа и обработки данных. Автоматически формируется общая таблица Excel с ответами всех учеников. Имеются встроенные средства автоматизированного анализа полученных результатов, по итогам оформляются все возможные варианты отчетной документации.
3) При создании тестовых форм, также как и в специальных программах электронных тестов, можно сразу задать правильный вариант ответа и определить сложность вопроса в баллах. Подсчет будет производиться автоматически. Можно менять последовательность вариантов ответов к вопросам, что предотвращает списывание. Каждый учащийся после отправки формы может посмотреть свои результаты, проанализировать ошибки, при неверном ответе посмотреть комментарий к вопросу, в котором я даю полное решение к заданию.
4) Ссылку на готовую форму я отправляю ученикам в группу класса через мессенджер WhatsApp и размещаю в электронном журнале Кунделик. Ссылка на готовую форму может быть отправлена индивидуально по электронной почте или в сообщении любой социальной сети, также ее можно разместить на персональном сайте учителя или сайте образовательного учреждения.
5) Заполнить форму учащийся может с любого устройства имеющего выход в интернет. Для учителя редактирование, просмотр форм и результатов доступен с любого устройства с доступом в интернет.
В сервисе Google Forms есть возможность создавать вопросы различных категорий:
1. с выбором одного или нескольких вариантов ответов,
2. с написанием краткого или развернутого ответа,
3. с установлением соответствия, множественным выбором.
Сервис Google Forms позволяет понятно и удобно организовать дистанционное обучение. При создании интерактивного рабочего листа урока я обязательно указываю тему урока, цели обучения, которые достигаются на данном уроке. Потом вставляю в форму видео с ютуба, предлагаю учащимся посмотреть видеоурок, использую ТВуроки с канала Ел Арна, видеоуроки канала Өрлеу, либо уроки каналов Инфоурок, Видеоуроки, фрагменты опытов «Галилео» и т.д., которые соответствуют теме урока. Затем вставляю рисунки (слайды) с опорным конспектом к уроку, предлагаю запомнить или записать данную информацию. Потом предлагаю учащимся самостоятельно ответить на вопросы разной сложности и различных категорий. Баллы, полученные учащимися за выполненные задания, выставляю в графу формативного оценивания урока электронного журнала Кунделик. Сервис Google Forms отлично помогает при проведении дистанционного суммативного оценивания, при подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ.
Полную версию некоторых моих уроков можно посмотреть по ссылкам:
При использовании сервиса Google Forms процесс взаимодействия между учителем и учащимися проходит намного быстрее, проще и эффективнее, а процесс обучения становиться для учащихся более интересным, динамичным и результативным.
Литература:
1. Осваиваем «сети и облака» [Электронный ресурс]. URL: http://roachinthenet.blogspot.com/2016/02/blog-post.html#.X3nUHdSLSt8
2. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
3. Жидаль Р.Ф. Дистанционное обучение школьников. открытыйурок.рф/статьи/571052/
4. EduNeo. Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. https://www.eduneo.ru/
5. Как создавать и оценивать тесты в Google Формах [Электронный ресурс]. URL: http://bobrishev.tilda.ws/
6. Гугл платформа для проведения мастер-классов [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/11/03/google-platforma-dlya-provedeniya-master-klassf